Чем отличается монархия от республики
Исторически большинство государств мира становились монархиями либо республиками. В чем особенности каждой из этих форм правления?
Что такое монархия?
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота политической власти (либо преобладающий объем полномочий по управлению государством) принадлежит одному человеку — монарху. Это может быть царь, король, император, эмир. Власть в монархиях, как правило, наследуется. Либо передается в силу личного волеизъявления действующего правителя. Решения монарха могут быть представлены указами, эдиктами или, например, декретами.
Монархии бывают неограниченными и конституционными. В первом случае решения правителя подлежат беспрекословному исполнению на всей территории страны или в тех регионах, которые монарх внес в юрисдикцию соответствующих решений. В конституционных монархиях волеизъявление правителя может быть оспорено или дополнено решениями иных властных институтов — чаще всего парламента. Который при этом способен учреждать также и правительство. Кроме того, те органы власти, которые разделяют с монархом полномочия по управлению государством, могут сами осуществлять законотворчество.
Обладание парламентом существенными полномочиями в конституционной монархии приближает ее к другой форме правления — республике. Изучим ее особенности далее.
к содержанию ↑Что такое республика?
Республика — это форма правления, при которой политическая власть концентрируется в руках граждан либо представительных институтов. Чаще всего — парламентов, а также функционирующих вместе с ними правительств, которые формируются при непосредственном участии населения страны — в ходе выборов.
В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви — законодательную (представленную парламентом), исполнительную (в виде правительства, а также в лице президента) и судебную. Население страны, как правило, участвует в формировании первых двух.
Решения, принимаемые органами власти в республиках, представлены различными законами и подзаконными актами. Если говорить конкретно о законах как о нормативных источниках с самой большой юридической силой, их разработка и утверждение осуществляются при последовательном участии всех ветвей власти.
Сначала они принимаются парламентом. После — одобряются правительством и реализуются подотчетными ему структурами (но могут быть и отклонены). При необходимости проверку законов на легитимность осуществляют судебные органы.
Есть республики, в которых нет официального разделения властей на законодательную и исполнительную. Так было в СССР, подобным образом работает система государственного управления в Китае.
Республики бывают 2 основных типов — парламентские и президентские. В первых основной объем политических полномочий сосредоточен на уровне законодательных органов власти, во вторых ведущую роль в государственном управлении играет исполнительная ветвь. Однако глава государства в обоих типах республик — это, так или иначе, представитель исполнительной ветви власти — премьер-министр (назначается парламентом в соответствующего типа республике) или президент (как правило, избираемый населением).
к содержанию ↑Сравнение
Главное отличие монархии от республики в том, что в первой форме государственного правления главным и единоличным носителем власти является один человек, а во второй — население страны. Которое может делегировать полномочия по управлению государством представительным органам власти. Иногда — напрямую участвовать в подобных политических процессах.
Есть и промежуточная форма правления — конституционная монархия. В ней властные полномочия в различном соотношении (в зависимости от традиций, принятых в конкретном государстве) могут быть разделены между монархом и парламентом.
Определив то, в чем разница между монархией и республикой прослеживается наиболее явно, зафиксируем ключевые критерии в небольшой таблице.
к содержанию ↑Таблица
Монархия | Республика |
Что общего между ними? | |
В конституционных монархиях могут быть органы власти, представленные также в республике, — парламент, правительство | |
В чем разница между ними? | |
Глава государства — монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями | Глава государства — представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом |
Основные виды нормативных актов — указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами | Основной вид нормативных актов — закон |
Решения монарха должны беспрекословно исполняться (в конституционных монархиях — могут пересматриваться либо дополняться парламентом и иными органами) | Законы проходят многоступенчатую процедуру принятия, могут быть признаны судом нелегитимными |
thedifference.ru
§ 53. Отличие монархии и республики
Обыкновенно отличительным признаком монархической власти считают наследственность ее монарха, отличительным признаком высшей правительственной власти в республике — ее выборность. Многие теоретики государственного права считают, однако, такое деление неправильным, указывая на существовавшие в прошлом избирательные монархии (Польша и старая Германская империя).
Возражение, поскольку оно касается классификации конституционных государств, едва ли основательно. Классификация эта не задается целью охватить все разнообразие государственных форм, существовавших на всем протяжении всемирной истории, но имеет в виду лишь установить группировку форм современного конституционного государства; в настоящее же время избирательных монархий не существует, и это явление едва ли случайно. С большим основанием можно утверждать, что оно обусловлено и историческим происхождением современных конституционных монархий, и влиянием политической теории. Избирательная монархия везде, где она только существовала, оказывалась учреждением весьма неустойчивым и нецелесообразным. Она или приводила к разложению государственного строя, или превращалась в наследственную монархию. Старые избирательные монархии или не дожили до начала конституционно-демократических движений, как Польша, или не пережили этого критического периода, как старая Германская империя, а там, где монархия вводилась учредительным актом народа, составители конституции избегали выборной монархии как института, плохо зарекомендовавшего себя в истории.
Писатели, отвергающие наследственность как существенный признак монархической власти, ищут обыкновенно различия между монархией и республикой в распределении государственной власти между законодательным собранием, с одной стороны, и главой правительства, с другой. Но все классификации, построенные на этой почве, не выдерживают критики. Так, например, Еллинек в своем сочинении «Gesetz und Verordnung» различает монархии от республик, смотря по тому, кто является суверенным органом государства — одно физическое лицо (монарх) или коллегия (законодательное собрание или народ). Но такое определение прежде всего противоречит разработанному самим Еллинеком понятию суверенитета, согласно которому он является свойством всего государства, а не какого-либо отдельного его органа. Суверенитет поэтому приходится понимать здесь не в обычном, а в условном смысле, а именно — разуметь под ним преобладание одного органа над другими. Но установить точные юридические признаки такого преобладания невозможно. Правда, в некоторых конституциях сувереном, т.е. источником всех властей, признается монарх, а в других — народ. Но руководствоваться этими официальными определениями при научной классификации государственных форм невозможно, во-первых, потому, что во многих конституциях определений такого рода совершенно нет, во-вторых, потому, что суверенитет народа провозглашается и в некоторых монархиях, как, например, в Бельгии, в Румынии.
По мнению некоторых юристов, монархия отличается от республики тем, что в ней глава правительственной власти участвует и в осуществлении законодательной власти, тогда как в республике законодательная власть абсолютно отделена от исполнительной и осуществляется всецело народным представительством или совместно им и самим народом. Однако и этот критерий оказывается на практике шатким. С одной стороны, Новейшая европейская история дает нам примеры монархий, где монарх обладает не абсолютным, а только суспензивным veto, так что при известных условиях (а именно после троекратного принятия законопроекта тремя последовательными составами парламента) закон может быть издан без согласия монарха. Такой порядок существует и в настоящее время в Норвегии. С другой стороны, во многих республиках президент обладает правом, весьма близким к суспензивному veto, а именно может требовать вторичного обсуждения принятого народным представительством закона, причем в С.-А. Соединенных Штатах и в некоторых американских республиках, заимствовавших у них этот институт, возвращенный президентом палатам закон получает обязательную силу лишь в том случае, если он будет принят вторично большинством 2/3 голосов. К этому нужно прибавить, что в некоторых республиканских конституциях, как, например, в бразильской, и право президента по отношению к изданию законов официально именуется правом санкции. В вольных городах Германии законы издаются совместно народным представительством и правительством (сенатом).
Юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно в юридическом положении носителя этой власти. Если непременно хотят включить в классификацию избирательную монархию, то отличительным признаком главы республиканского государства нужно будет признать срочность его положения, а монарха — бессрочность (пожизненность). Но так как в системе современных конституционных государств пожизненная не наследственная монархия представляет собой не реально существующую, а лишь логически мыслимую форму (едва ли даже, впрочем, практически осуществимую), то срочность соединяется с выборностью, а бессрочность — с наследственностью, и таким образом указанная классификация практически сводится к обычному разделению по способу преемства власти.
Переход правительственной власти в порядке наследования является, однако, не только наглядным признаком-показателем, но и существенным свойством монархии. Он указывает прежде всего на историческое происхождение современной конституционной монархии из патримониального государства. Современный монарх, в отличие от патримониального, является не собственником государства, а его органом. Но порядок преемства монархической власти, выросший в Средние века на патримониальной почве, перешел и в современную монархию; изменилось только его внутреннее юридическое значение. Прежде право на престол было вотчинным и потому наследственным правом монарха как физического лица на территорию и подданных. Теперь оно есть переходящее от одного лица к другому, в порядке наследования, право быть органом государства. Президент республики имеет также субъективное право на свое органическое положение. Но различие в порядке возникновения права в том и другом случае кладет резкую принципиальную грань между обеими формами правления. Провозглашенное в конце XVIII в. в Америке и во Франции положение, согласно которому «все власти исходят от народа», находит себе в республике полное практическое осуществление; народ там является последним источником власти не только фактически, как совокупность всех членов общежития, из психического воздействия которых рождается власть, но и юридически, как орган государства, т.е. как совокупность избирателей, от голосования которых, в конце концов, зависит состав всех других государственных органов. В монархиях же народ может занять такое юридическое положение лишь в исключительном случае признания на престол новой династии; при нормальном же ходе вещей субъективное право главы государства на его положение возникает вне зависимости от воли какого-либо другого органа. Наряду с наследственностью как существенным признаком монархической власти нужно поставить, в качестве ее обычного признака, безответственность ее носителя. Исторически начало безответственности установилось задолго до конституционных учреждений, явившись результатом неограниченности власти монарха, с одной стороны, бессрочности его права — с другой. Но безответственность монарха сохранилась повсюду и после введения конституционного строя, причем нашла себе практический корректив в ответственности министров за его действия; как мы уже знаем, эта комбинация способствовала переходу фактического руководительства управлением в руки министерства, т.е. установлению парламентаризма. Ответственность главы государства, существующая в республиках, хотя и не является безусловным препятствием для установления парламентарной системы управления, но чрезвычайно ее затрудняет. Это хорошо понимал Наполеон III, который именно потому и провозгласил себя «ответственным перед народом» (положение это, впрочем, не имело реального юридического значения, так как не было установлено никакого порядка привлечения императора к ответственности). Наоборот, составители ныне действующей конституции Французской республики, стремившиеся к установлению во Франции парламентаризма, хотя и не решились отступить от республиканского принципа ответственности президента, но ограничили ее весьма маловероятным случаем совершения им государственной измены и, таким образом, сделали президента фактически почти безответственным.
studfiles.net
§ 8. Различие монархии и республики.
§ 8. Различие монархии и республики¹*
Итак, классификации форм правления представляются весьма разнообразными в самых своих основаниях. Одни кладут в основу классификации различия в организации правительства, другие — отношение государственной власти к отдельным личностям, третьи — отношение государства к обществу. Однако, при всем этом разнообразии в основаниях группировки, в результатах замечается довольно значительное сходство. Число основных групп в различных классификациях не одинаково, но вообще замечается постоянное сокращение числа основных групп, и нет ни одной классификации, в которой бы так или иначе не различались, по крайней мере, монархия и республика. Да и в обиходных понятиях именно эти две формы государственного устройства всегда противополагаются друг другу. Очевидно, в различии монархии и республики и следует искать основного различия форм правления.
Но в чем коренится основа этого различия? В числе правящих лиц? Нетрудно показать несостоятельность такого основания. Политики древности еще могли держаться такого взгляда, так как известные им формы государственного устройства были гораздо проще и однообразнее тех, какие приходится иметь в виду при установлении классификации современному государствоведу. Определение монархии, как правления одного, подходило только к абсолютной монархии и непригодно для монархии конституционной, где монарх правит не один, а с соучастием народного представительства. Если же определить монархию, как такое государство, в котором исполнительная власть вручена единоличному органу, то под такое определение подойдет и большинство современных республик, так как исполнительная власть вручена единоличному органу — президенту. Гарейс²*, задумавший последовательно провести различие форм правления по числу правящих лиц, различает монократии — правления одного, и плеонократии — правления многих, причем монократии у него подразделяются на монархии и президентские республики. Но и монархия не безусловно предполагает правление одного. В Спарте имелось два царя. Наша история знает пример совместного правления Петра и Иоанна, и, однако, Россия не сделалась на это время республикой, а осталась, как и была, монархией. Таким образом, число правящих лиц не составляет достаточно характерного признака для точного разграничения республики и монархии.
То же самое должно сказать и о различии юридического положения подданных государства. Не даром Кант пришел со своей классификацией к тому, что говорит о республиканских монархиях и деспотических демократиях. И в республике, и в монархии положение жителей может быть очень различно. И в республике большинство населения может находиться в рабстве, и в монархии оно может пользоваться широкой политической свободой. Если различие по числу правящих придает исключительное значение чисто внешнему признаку, внешней форме государственного строя, то различие государств только по различию юридического положения подданных основано на совершенном игнорировании различия собственно устройства государств.
Выдвинутое Штейном различие государств по их отношению к обществу имеет, бесспорно, очень большое значение и проливает совершенно новый свет на многие вопросы государственного права. Но на этом признаке можно основать только группировку последовательно меняющихся исторических типов государственного быта, могущих принимать формы и монархии, и республики. Сам Штейн в своем изложении с различия монархии и республики не раз сбивается на различие исторических типов государственного быта. Определив монархию, Königthum, как такую форму государственного устройства, при которой государственная власть не подчиняется обществу, а господствует над ним, в дальнейшем изложении он, однако, допускает существование и такой монархической власти, которая служит исключительно интересам одного какого-нибудь общественного класса. И, конечно, он прав в этой непоследовательности. Форма государственного устройства не может измениться только от того, что монарх станет служить не общим, а сословным интересам.
При всей спорности теоретического обоснования различия республики и монархии, практическое различие их не вызывает сомнений. Относительно любого из существующих государств можно с полной уверенностью сказать монархия это или республика, и никто не сомневается, например, что при всей ограниченности власти английского короля Англия все-таки монархия. Точно, так же вне всякого спора республиканский характер государственного строя современной Франции, хотя права президента французской республики во многом напоминают права монарха. Задача, следовательно, лишь в том, чтобы уловить, в чем заключается основание этого различия, всеми чувствуемого, но не легко поддающаяся формулировке.
Монархия, конечно, немыслима без монарха, а монарх есть лицо, стоящее во главе государства, призванное представлять государство, как целое, и во вне, и внутри государства и осуществляющее эту функцию самостоятельно, по собственному праву, а не по чужому поручению, и потому самому юридически безответственное. Нет монарха, который бы не имел права, по крайней мере, представлять государство в международных сношениях и во внутренних его отношениях. Вместе с тем, нет монархов юридически ответственных. Правда, Наполеон III провозгласил себя, как императора, ответственным перед народом, но и у него это не сопровождалось никакими постановлениями, которые бы могли придать ответственности императора реальное значение, и на деле это было лишь красивой фразой, прикрывавшей собою отмену министерской ответственности. Монарх, которого народ мог бы судить и, следовательно, сменять, ничем бы не отличался от президента республики.
Таким образом, монархию можно определить, как такое государственное устройство, при котором функция представлять государство, как целое, осуществляется, как собственное право, безответственным лицом; республика, напротив, характеризуется тем, что функция эта осуществляется по поручению народа ответственными учреждениями.
Такое определение различия монархии и республики имеет, без сомнения, за собою уже то преимущество, что соответствует установившемуся на практике представлению. Но оно может породить сомнение, не низводится ли при таком понимании различие монархии и республики к различию не форм государственного устройства, а только форм правительства. Так именно смотрели на дело Кант и Руссо. Они придают этому различию второстепенное значение.
Едва ли можно с этим согласиться. Уже один факт осуществления хотя бы некоторых функций государственного властвования безответственным субъектом, властвующим по собственному праву, а не по поручению, не может не придать всему государственному быту монархии своеобразный склад. Юридическое отношение государственного властвования не может не меняться существенно, смотря по тому, какими субъектами осуществляются функции власти, ответственными или безответственными? При существовании в государстве безответственного субъекта властвования некоторые юридические нормы, определяющие государственный порядок, по необходимости получают характер норм, лишенных санкции (Leges imperfectae), опирающихся в своем действии лишь на религиозные, нравственные, бытовые основания, но не юридические. Поэтому в республике юридическая природа государственного властвования находит более полное и последовательное осуществление, чем в монархии. Республика представляется более чистым юридическим отношением. В монархии имеют относительно большее значение бытовые факторы. Но, с другой стороны, как бы олицетворение государственной власти в независимо поставленном монархе, по справедливому указанию Штейна, более обеспечивает неподчинение государственной власти исключительным интересам господствующих общественных классов. Уже в силу этих двух условий различие монархии и республики нельзя не признать основным различием форм государственного устройства. А к нему присоединяется еще то, что глава государства, призванный представлять государство во вне и внутри, участвует более или менее во всех актах, совершаемых от имени государства: и в издании законов, и в отправлении правосудия, и в управлении. Поэтому самостоятельность власти монарха и его безответственность оказывают некоторое влияние на все проявления государственного властвования. Монархический принцип требует, чтобы в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха. От его имени отправляется правосудие, он назначает всех высших должностных лиц суда и управления; в отношении к законам ему принадлежат обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению. Все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница, осуществляются ли они безответственным монархом или ответственным пред народом должностным лицом.
Безответственность монарха обусловливает, наконец, и существенные особенности в организации монархического правительства. Мыслимо и даже бывали случаи, что правительственные функции вручались совместно нескольким безответственным лицам. Но это явление исключительное. Властвование по собственному праву плохо мирится с разделением этого властвования между несколькими лицами. И в действительности правительство в монархии всегда стремится принять единоличную форму. Республике, напротив, более соответствует коллегиальная организация правительства, так как этим лучше обеспечивается подчинение делегированной правительственной власти народу, и если в большинстве современных республик имеется единоличная организация, то это объясняется влиянием на них монархических идей. Там, где, как в Швейцарии, республиканское устройство является исконным, правительство имеет коллегиальную форму. Точно так же наследственная власть свойственна монархии, избирательная — республике. Только наследственная власть может быть вполне самостоятельна. Избирательные монархии образуют уже переходную форму, и в настоящее время их вовсе не существует. Но и в избирательных монархиях власть главы государства была во всяком случае пожизненная, а не срочная, как в республиках. Срочность власти неизбежно ведет к зависимости от избирателей. Поэтому-то в республиках глава правительства всегда избирается на определенный срок, и обыкновенно на довольно короткий срок. Всего распространеннее четырехлетний срок по образцу североамериканской конституции, самый долгий срок — десятилетний, как это было установлено французской конституцией VIII года для выбора консулов.
Таким образом, безответственное положение монарха, обусловленное тем, что он правит самостоятельно, по собственному праву, налагает определенный отпечаток на весь склад государственной жизни, и потому различие монархии и республики представляет действительно основное различие форм государственного устройства. Но, конечно, и монархический и республиканский принцип могут быть осуществимы с большею или меньшею последовательностью, и вследствие того получаются различные разновидности каждой из этих основных форм политической организации.
Монархии могут принимать различные формы, смотря по тому, сосредоточивается ли вся государственная власть в руках монарха, так что все другие государственные учреждения действуют, как органы монарха, по его поручению, или же, напротив, наряду с монархом некоторая доля власти присваивается народу и его представителям. В первом случае, при сосредоточении всей полноты власти в руках монарха получается абсолютная монархия; во втором — монархия конституционная, ограниченная соучастием народного представительства.
Разновидности республики не могут основываться на сочетании республиканского принципа с монархическим раз существует монархическая власть, как бы она ни была ограничена, получится монархия, а не республика. Но и республиканские государства различаются по степени осуществления в них республиканского принципа: подчинения всех государственных учреждений народу. Чем шире непосредственное участие народа в осуществлении функций государственного властвования, тем менее самостоятельны действующие по уполномочию от народа учреждения. Сообразно с этим различаются чистые или непосредственные республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такое государственное устройство, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.
Но и каждая из этих разновидностей монархии и республики допускает множество различных видоизменений в подробностях. Для большей наглядности изображения характерных особенностей монархии и республики необходимо обратиться к ознакомлению с наиболее типичными образцами республиканского и монархического строя.
Дополнение. Предложенный в новейшее время классификации государств в общем также исходят из различения монархии и республики, как двух основных форм государственного устройства, с дальнейшим в пределах каждой из них видовыми подразделениями. В смысле же указания признаков, по которым различаются монархии и республики, представляет интерес теория Еллинека. Еллинек ищет их в “порядке образования воли государства”. Процесс образования верховной воли, приводящей в силу конституции государство в движение, либо завершается в психике одного физического лица; — в этом случае налицо монархия. Либо — и это характерно для республики — воля государства является неволею индивидуально определенного, чувственно воспринимаемого, живого лица, а волею коллегии, имеющей лишь юридическое бытие (Staatslehre, стр. 650 и сл.; русский перевод, стр. 444 и сл.).
Однако, и в. новой литературе имеется несколько попыток классифицировать государства иначе, чем на монархии и республики. Так, Борнгак различает государства монархического суверенитета, то есть абсолютную и конституционную монархию, с одной стороны, и, с другой, — государства народного суверенитета, к которым он относит республику, парламентарную монархию и “демократическую тиранию” (Staatslehre, стр. 25‑62). Так, Рем пытается воскресить классификацию государств по формам их устройства (Verfassungsformen) и по формам правления (Regierungsformen), различая таким образом государства с монархическим и республиканским строем и государства с монархическою и республиканской формой правления (Staatslehre, стр. 180 и сл.).
Примечания:
¹* Bernatzik. Republik und Monarchie. 1892.
²* Gareis. Allgemeines Staatsrecht. 1883 S. 35‑40
istmat.info
Монархия и республика. Формы монархии, республика как форма правления
Монархия и республика являются формами правления государства. Какими чертами они обладают? В каких странах действуют? Давайте узнаем об этом.
Что такое форма правления?
Форма правления является одной из наиболее древних характеристик государственного устройства. Её изучением озадачились ещё древние греки. Раньше она определяла только принцип, по которому передавалась власть в стране. Со временем это понятие расширилось.
Сейчас форма правления полностью определяет организационную структуру правящих органов в государстве, в частности их состав, компетенцию, порядок формирования, срок деятельности полномочий и т. д. Она также определяет принцип и порядок их взаимодействия с населением и между собой.
Монархия и республика – две основные формы правления. Каждая подразделяется на несколько видов. Помимо них, существуют также смешанные формы правления, в которых присутствуют элементы от обеих форм. В зависимости от того, какая форма преобладает, выделяют монархическую республику или республиканскую монархию.
Отдельным видом считается теократическая, или исламская, республика. В ней правление принадлежит исламскому духовенству. Главу государства выбирает специальный орган – Совет экспертов, состоящий из наиболее влиятельных богословов страны.
Монархия
На древнегреческом языке «монархия» означает «единовластие». При этой форме правления верховная власть полностью или частично находится в руках одного человека. Должность монарха может быть выборной или передаваться по наследству.
В древности считалось, что глава такого государства является избранником Бога. Он был преемником традиций, примером нравственности, благородия. Монарх, как правило, пользовался властью пожизненно и передать её мог только родственникам. Конечно, существовали и выборные монархии, например Речь Посполитая или Рим.
Существуют такие формы монархии, как абсолютная и конституционная. В первой власть правителя неограниченна, все решения и органы власти подконтрольны только ему. Во второй полномочия монарха регулируются конституцией или традициями. Она может подразделяться на два вида:
- парламентарную – где все решения по управлению государства контролирует парламент, а монарх лишь является лицом страны;
- дуалистическую – монарх имеет определенные полномочия, но его власть ограничивается парламентом и конституцией.
Республика
Республиканское правление предусматривает выборность главы государства. Власть не может передаваться по наследству, а граждане в обязательном порядке обладают личными и политическими правами. Все органы власти также являются выборными. Они формируются путем голосования либо общенациональным учреждением (парламентом, советом и т. д.).
Основной чертой республики является выборность высших органов власти, конкретный срок правления, юридическая ответственность правящего лица. Республика как форма правления может быть парламентской, президентской и смешанной.
В президентской республике главой правительства и государства является президент. Он может формировать и распускать правительство, без участия парламента. В парламентской республике в принятии решений президент уходит на второй план. Он является главой государства и выполняет представительские функции, в то время как парламент контролирует работу правительства.
В смешанной республике полномочия обеих структур сильно переплетены. Президент может формировать правительство, но только при участии парламента. Так, деятельность исполнительной власти контролируется и президентом, и парламентом.
Монархия в России
Современная Россия является президентской республикой. Иногда её определяют как смешанную парламентско-президентскую республику с расширенными президентскими полномочиями. Все права и законы в государстве регулируются конституцией, которая была принята в 1993 году.
Однако республика действовала не всегда. Вместо неё долгое время существовала монархия. История страны уходит корнями к Древнерусскому государству, основанному ещё в 862 году. После него русские земли объединялись в Московское княжество, Российское государство, царство и империю.
В XVII веке Петр I установил абсолютистскую монархию. Главе правительства подчинялись все организации и институты, в том числе и церковь. Несмотря на это, фактическая власть принадлежала верховным чиновникам. Монархия в России просуществовала до 1917 года. Последним императором стал Николай II, который был расстрелян вместе с семьей.
Монархия и республика: различия, достоинства и недостатки
Единоличное правление государством нередко признавалось наилучшим и правильным. Сторонником монархии был, например, Жан Жак Руссо. Аристотель считал её самой естественной формой правления. Тем не менее и монархия, и республика имеют свои недостатки и достоинства.
Одним из преимуществ монархии является быстрое принятие решений, отсутствие политической борьбы, заинтересованность в сильном и процветающем государстве со стороны правителя, так как власть перейдет к его детям. Пожизненный срок правления возлагает большую ответственность на монарха, дает больше времени на преобразование страны.
Из сильных сторон вытекают и слабые стороны такой системы. В отличие от республики, в монархии правитель не несет юридической ответственности за свои действия. Единовластие может породить диктатуру со стороны главы государства.
В республике, за счет выборности должностей, возможно осуществление настоящей демократии. Здесь все права регулируются сводом законов, а не указами и эдиктами одного человека. Недостатком может считаться более длительное принятие решений и законов, так как при этом действует принцип большинства.
Современные государства
Только треть стран сейчас являются монархиями (красный цвет на карте ниже). Традиционно этот статус закреплен за Бельгией, Бутаном, Великобританией, Данией, Швецией, хотя реальной властью обладает парламент. Абсолютными монархиями являются мусульманские государства: Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Бруней. В них правитель является не только главой страны, но и главой церкви.
Республика, как форма правления, действует приблизительно в 140 странах мира (серый цвет на карте). Полномочия президента преобладают в США, Армении, Азербайджане, Казахстане. Парламентскими республиками являются Германия, Италия, Греция, Турция, Израиль.
Смешанная форма правления действует на Украине, в Хорватии, Киргизии, Таджикистане, Монголии. Теократические черты имеет Иран, Ватикан, а также Турция, Пакистан, Индонезия, Бангладеш, Мавритания. Наиболее четко они проявляются в Иране.
fb.ru
Чем отличается монархия от республики
чем монархия отличается о республики
чем монархия отличается о республики
- Монархия с точки зрения исследователей это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества) 1. Монарх для монархиста в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический.
Респу#769;блика (лат. res publica, общее дело ) форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определнный срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Республике присущи следующие признаки:
Существование единоличного и коллегиального главы государства президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
Выборность на определнный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определнный срок. Юридическая ответственность главы государства.
Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
Преимущественный приоритет прав личности над государственными. источник не указан 174 дня Источником власти признается народ.
Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.
основывается не мандате народа.
Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/obshestvo-i-politika/politika/chem-monarhiya-otlichaetsya-o-respubliki/
§ 8. Различие монархии и республики
Итак, классификации форм правления представляются весьма разнообразными в самых своих основаниях.
Одни кладут в основу классификации различия в организации правительства, другие — отношение государственной власти к отдельным личностям, третьи — отношение государства к обществу.
Однако, при всем этом разнообразии в основаниях группировки, в результатах замечается довольно значительное сходство.
Число основных групп в различных классификациях не одинаково, но вообще замечается постоянное сокращение числа основных групп, и нет ни одной классификации, в которой бы так или иначе не различались, по крайней мере, монархия и республика. Да и в обиходных понятиях именно эти две формы государственного устройства всегда противополагаются друг другу. Очевидно, в различии монархии и республики и следует искать основного различия форм правления.
Но в чем коренится основа этого различия? В числе правящих лиц? Нетрудно показать несостоятельность такого основания. Политики древности еще могли держаться такого взгляда, так как известные им формы государственного устройства были гораздо проще и однообразнее тех, какие приходится иметь в виду при установлении классификации современному государствоведу.
Определение монархии, как правления одного, подходило только к абсолютной монархии и непригодно для монархии конституционной, где монарх правит не один, а с соучастием народного представительства.
Если же определить монархию, как такое государство, в котором исполнительная власть вручена единоличному органу, то под такое определение подойдет и большинство современных республик, так как исполнительная власть вручена единоличному органу — президенту.
Гарейс²*, задумавший последовательно провести различие форм правления по числу правящих лиц, различает монократии — правления одного, и плеонократии — правления многих, причем монократии у него подразделяются на монархии и президентские республики. Но и монархия не безусловно предполагает правление одного. В Спарте имелось два царя.
Наша история знает пример совместного правления Петра и Иоанна, и, однако, Россия не сделалась на это время республикой, а осталась, как и была, монархией. Таким образом, число правящих лиц не составляет достаточно характерного признака для точного разграничения республики и монархии.
То же самое должно сказать и о различии юридического положения подданных государства. Не даром Кант пришел со своей классификацией к тому, что говорит о республиканских монархиях и деспотических демократиях. И в республике, и в монархии положение жителей может быть очень различно.
И в республике большинство населения может находиться в рабстве, и в монархии оно может пользоваться широкой политической свободой.
Если различие по числу правящих придает исключительное значение чисто внешнему признаку, внешней форме государственного строя, то различие государств только по различию юридического положения подданных основано на совершенном игнорировании различия собственно устройства государств.
Выдвинутое Штейном различие государств по их отношению к обществу имеет, бесспорно, очень большое значение и проливает совершенно новый свет на многие вопросы государственного права.
Но на этом признаке можно основать только группировку последовательно меняющихся исторических типов государственного быта, могущих принимать формы и монархии, и республики. Сам Штейн в своем изложении с различия монархии и республики не раз сбивается на различие исторических типов государственного быта.
Определив монархию, Königthum, как такую форму государственного устройства, при которой государственная власть не подчиняется обществу, а господствует над ним, в дальнейшем изложении он, однако, допускает существование и такой монархической власти, которая служит исключительно интересам одного какого-нибудь общественного класса.
И, конечно, он прав в этой непоследовательности. Форма государственного устройства не может измениться только от того, что монарх станет служить не общим, а сословным интересам.
При всей спорности теоретического обоснования различия республики и монархии, практическое различие их не вызывает сомнений.
Относительно любого из существующих государств можно с полной уверенностью сказать монархия это или республика, и никто не сомневается, например, что при всей ограниченности власти английского короля Англия все-таки монархия.
Точно, так же вне всякого спора республиканский характер государственного строя современной Франции, хотя права президента французской республики во многом напоминают права монарха. Задача, следовательно, лишь в том, чтобы уловить, в чем заключается основание этого различия, всеми чувствуемого, но не легко поддающаяся формулировке.
Монархия, конечно, немыслима без монарха, а монарх есть лицо, стоящее во главе государства, призванное представлять государство, как целое, и во вне, и внутри государства и осуществляющее эту функцию самостоятельно, по собственному праву, а не по чужому поручению, и потому самому юридически безответственное. Нет монарха, который бы не имел права, по крайней мере, представлять государство в международных сношениях и во внутренних его отношениях. Вместе с тем, нет монархов юридически ответственных. Правда, Наполеон III провозгласил себя, как императора, ответственным перед народом, но и у него это не сопровождалось никакими постановлениями, которые бы могли придать ответственности императора реальное значение, и на деле это было лишь красивой фразой, прикрывавшей собою отмену министерской ответственности. Монарх, которого народ мог бы судить и, следовательно, сменять, ничем бы не отличался от президента республики.
Таким образом, монархию можно определить, как такое государственное устройство, при котором функция представлять государство, как целое, осуществляется, как собственное право, безответственным лицом; республика, напротив, характеризуется тем, что функция эта осуществляется по поручению народа ответственными учреждениями.
Такое определение различия монархии и республики имеет, без сомнения, за собою уже то преимущество, что соответствует установившемуся на практике представлению.
Но оно может породить сомнение, не низводится ли при таком понимании различие монархии и республики к различию не форм государственного устройства, а только форм правительства. Так именно смотрели на дело Кант и Руссо.
Они придают этому различию второстепенное значение.
Едва ли можно с этим согласиться. Уже один факт осуществления хотя бы некоторых функций государственного властвования безответственным субъектом, властвующим по собственному праву, а не по поручению, не может не придать всему государственному быту монархии своеобразный склад.
Юридическое отношение государственного властвования не может не меняться существенно, смотря по тому, какими субъектами осуществляются функции власти, ответственными или безответственными? При существовании в государстве безответственного субъекта властвования некоторые юридические нормы, определяющие государственный порядок, по необходимости получают характер норм, лишенных санкции (Leges imperfectae), опирающихся в своем действии лишь на религиозные, нравственные, бытовые основания, но не юридические. Поэтому в республике юридическая природа государственного властвования находит более полное и последовательное осуществление, чем в монархии. Республика представляется более чистым юридическим отношением. В монархии имеют относительно большее значение бытовые факторы. Но, с другой стороны, как бы олицетворение государственной власти в независимо поставленном монархе, по справедливому указанию Штейна, более обеспечивает неподчинение государственной власти исключительным интересам господствующих общественных классов. Уже в силу этих двух условий различие монархии и республики нельзя не признать основным различием форм государственного устройства. А к нему присоединяется еще то, что глава государства, призванный представлять государство во вне и внутри, участвует более или менее во всех актах, совершаемых от имени государства: и в издании законов, и в отправлении правосудия, и в управлении. Поэтому самостоятельность власти монарха и его безответственность оказывают некоторое влияние на все проявления государственного властвования. Монархический принцип требует, чтобы в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха. От его имени отправляется правосудие, он назначает всех высших должностных лиц суда и управления; в отношении к законам ему принадлежат обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению. Все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница, осуществляются ли они безответственным монархом или ответственным пред народом должностным лицом.
Безответственность монарха обусловливает, наконец, и существенные особенности в организации монархического правительства. Мыслимо и даже бывали случаи, что правительственные функции вручались совместно нескольким безответственным лицам. Но это явление исключительное.
Властвование по собственному праву плохо мирится с разделением этого властвования между несколькими лицами. И в действительности правительство в монархии всегда стремится принять единоличную форму.
Республике, напротив, более соответствует коллегиальная организация правительства, так как этим лучше обеспечивается подчинение делегированной правительственной власти народу, и если в большинстве современных республик имеется единоличная организация, то это объясняется влиянием на них монархических идей.
Там, где, как в Швейцарии, республиканское устройство является исконным, правительство имеет коллегиальную форму. Точно так же наследственная власть свойственна монархии, избирательная — республике. Только наследственная власть может быть вполне самостоятельна.
Избирательные монархии образуют уже переходную форму, и в настоящее время их вовсе не существует. Но и в избирательных монархиях власть главы государства была во всяком случае пожизненная, а не срочная, как в республиках. Срочность власти неизбежно ведет к зависимости от избирателей.
Поэтому-то в республиках глава правительства всегда избирается на определенный срок, и обыкновенно на довольно короткий срок. Всего распространеннее четырехлетний срок по образцу североамериканской конституции, самый долгий срок — десятилетний, как это было установлено французской конституцией VIII года для выбора консулов.
Таким образом, безответственное положение монарха, обусловленное тем, что он правит самостоятельно, по собственному праву, налагает определенный отпечаток на весь склад государственной жизни, и потому различие монархии и республики представляет действительно основное различие форм государственного устройства. Но, конечно, и монархический и республиканский принцип могут быть осуществимы с большею или меньшею последовательностью, и вследствие того получаются различные разновидности каждой из этих основных форм политической организации.
Монархии могут принимать различные формы, смотря по тому, сосредоточивается ли вся государственная власть в руках монарха, так что все другие государственные учреждения действуют, как органы монарха, по его поручению, или же, напротив, наряду с монархом некоторая доля власти присваивается народу и его представителям. В первом случае, при сосредоточении всей полноты власти в руках монарха получается абсолютная монархия; во втором — монархия конституционная, ограниченная соучастием народного представительства.
Разновидности республики не могут основываться на сочетании республиканского принципа с монархическим раз существует монархическая власть, как бы она ни была ограничена, получится монархия, а не республика.
Но и республиканские государства различаются по степени осуществления в них республиканского принципа: подчинения всех государственных учреждений народу. Чем шире непосредственное участие народа в осуществлении функций государственного властвования, тем менее самостоятельны действующие по уполномочию от народа учреждения.
Сообразно с этим различаются чистые или непосредственные республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такое государственное устройство, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции.
В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.
Но и каждая из этих разновидностей монархии и республики допускает множество различных видоизменений в подробностях. Для большей наглядности изображения характерных особенностей монархии и республики необходимо обратиться к ознакомлению с наиболее типичными образцами республиканского и монархического строя.
Дополнение. Предложенный в новейшее время классификации государств в общем также исходят из различения монархии и республики, как двух основных форм государственного устройства, с дальнейшим в пределах каждой из них видовыми подразделениями.
В смысле же указания признаков, по которым различаются монархии и республики, представляет интерес теория Еллинека. Еллинек ищет их в “порядке образования воли государства”.
Процесс образования верховной воли, приводящей в силу конституции государство в движение, либо завершается в психике одного физического лица; — в этом случае налицо монархия.
Либо — и это характерно для республики — воля государства является неволею индивидуально определенного, чувственно воспринимаемого, живого лица, а волею коллегии, имеющей лишь юридическое бытие (Staatslehre, стр. 650 и сл.; русский перевод, стр. 444 и сл.).
Однако, и в. новой литературе имеется несколько попыток классифицировать государства иначе, чем на монархии и республики.
Так, Борнгак различает государства монархического суверенитета, то есть абсолютную и конституционную монархию, с одной стороны, и, с другой, — государства народного суверенитета, к которым он относит республику, парламентарную монархию и “демократическую тиранию” (Staatslehre, стр. 25‑62).
Так, Рем пытается воскресить классификацию государств по формам их устройства (Verfassungsformen) и по формам правления (Regierungsformen), различая таким образом государства с монархическим и республиканским строем и государства с монархическою и республиканской формой правления (Staatslehre, стр. 180 и сл.).
Примечания:
¹* Bernatzik. Republik und Monarchie. 1892.
²* Gareis. Allgemeines Staatsrecht. 1883 S. 35‑40
Источник: http://istmat.info/node/24940
Монархия: понятие, виды. Виды монархии как формы правления :
На протяжении многих веков практически во всем цивилизованном мире власть была организована по типу монархии. Затем существующий строй был свергнут революциями или войнами, но до сих пор сохранились государства, которые считают такую форму правления приемлемой для себя. Итак, какие существуют виды монархии и чем они отличаются друг от друга?
Монархия: понятие и виды
Слово «μοναρχία» существовало еще в древнегреческом языке и означало «единовластие». Несложно догадаться, что монархия в историческом и политическом смысле – это форма правления, при которой вся власть или большая ее часть сосредотачивается в руках одного человека.
Монарх в разных странах называется по-разному: император, царь, князь, король, эмир, хан, султан, фараон, герцог и так далее. Передача власти по наследству – характерная черта, которой отличается монархия.
Понятие и виды монархий – интересный предмет для изучения историками, политологами и даже политиками. Волна революций, начиная с Великой французской, во многих странах свергла подобный строй.
Однако в XXI веке современные виды монархии успешно продолжают существовать в Великобритании, Монако, Бельгии, Швеции и других государствах.
Отсюда многочисленные споры на тему, ограничивает ли монархический строй демократию и может ли вообще подобное государство интенсивно развиваться?
Классические признаки монархии
Многочисленные виды монархии отличаются друг от друга целым рядом признаков. Но есть и общие положения, которые присущи большинству из них.
- Пожизненный правитель. Человек, унаследовавший власть, остается ее носителем до конца своих дней. Только после его смерти власть передается следующему претенденту.
- Передача трона по наследству. В любом монархическом государстве существуют законы и традиции, которые четко описывают процедуру передачи верховной власти. Как правило, она передается по наследству родственникам первого порядка.
- Монарх – лицо государства. По традиции, правитель изъявляет волю всего народа и становится гарантом единства нации.
- Монарх – лицо неприкосновенное, обладает юридическим иммунитетом.
Есть в истории примеры, когда некоторые виды республики и монархии настолько близко граничили между собой по политическому устройству, что сложно было придать государству однозначный статус. Например, во главе Речи Посполитой стоял монарх, но он избирался сеймом. Некоторые историки называют неоднозначный политический режим РП – шляхетской демократией.
Виды монархии и их признаки
Существует две больших группы монархий, которые сформировались:
- согласно ограничениям монархической власти;
- с учетом традиционного устройства власти.
Прежде чем подробно разобрать признаки каждой из форм правления, необходимо определить существующие виды монархии. Таблица поможет сделать это наглядно.
По объему ограничений | По традиционному устройству |
Абсолютная | Древневосточная |
Конституционная:
| Феодальная:
|
Теократическая |
Абсолютная монархия
Absolutus – с латинского переводится, как «безусловный». Абсолютная и конституционная – это основные виды монархии.
Абсолютная монархия – это форма правления, при которой безусловная власть сосредотачивается в руках одного человека и не ограничивается никакими государственными структурами. Такой способ политической организации похож на диктатуру, поскольку в руках монарха может оказаться не просто вся полнота военной, законодательной, судебной и исполнительной власти, но и даже религиозной.
В эпоху Просвещения право одного человека на единоличное распоряжение судьбой всего народа или государства богословы стали объяснять божественной исключительностью правителя. То есть монарх – это помазанник Божий на престоле.
В это свято верил религиозный народ. Известны случаи, когда к стенам Лувра приходили в определенные дни неизлечимо больные французы.
Люди верили в то, что приложившись к руке Людовика XIV, они получат желаемое исцеление от всех своих болезней.
Существуют разные виды абсолютной монархии. Например, абсолютная теократическая – это разновидность монархии, в которой глава церкви является одновременно главой государства. Самая известная европейская страна с такой формой правления – Ватикан.
Конституционная монархия
Эта форма монархического правления считается прогрессивной, поскольку власть правителя ограничивается министрами или парламентом. Основные виды конституционной монархии – дуалистическая и парламентарная.
В дуалистической организации власти монарху предоставляется исполнительная власть, но ни одно решение не может быть принято без одобрения соответствующего министра. За парламентом остается право вотировать бюджет и принимать законы.
В парламентарной монархии все рычаги правления фактически сосредоточены в руках парламента. Монарх утверждает кандидатуры министров, однако номинирует их всё равно парламент.
Получается, что наследственный правитель просто является символом своего государства, но без одобрения парламента не может принять ни одного государственно важного решения.
В отдельных случаях парламент даже может диктовать монарху, по каким принципам он должен строить свою личную жизнь.
Древневосточная монархия
Если подробно разбирать перечень, описывающий виды монархии, таблица начиналась бы с древневосточных монархических образований. Это первая форма монархии, которая появилась в нашем мире, и она имела своеобразные черты.
Правителем в таких государственных образованиях назначался лидер общины, который управлял религиозными и хозяйственными делами. Одной из главных обязанностей монарха было служение культу. То есть он становился своеобразным жрецом, и организовывать религиозные церемонии, толковать божественные знамения, хранить мудрость племени – это были его первоочередные задачи.
Поскольку правитель в восточной монархии был в сознании народа напрямую связан с богами, то полномочия ему предоставлялись достаточно широкие. Например, он мог вмешиваться во внутриродовые дела любой семьи и диктовать свою волю.
К тому же древневосточный монарх следил за распределением земель между подданными и сбором налогов. Он устанавливал объем отработок и повинностей, руководил войском. У такого монарха обязательно были советники – жрецы, знатные люди, старейшины.
Феодальная монархия
Виды монархии как формы правления со временем трансформировались. После древневосточной монархии первенство в политической жизни заняла феодальная форма правления. Она делится на несколько периодов.
Раннефеодальная монархия появилась в результате эволюции рабовладельческих государств или первобытнообщинного строя. Как известно, первые правители таких государств были общепризнанными военными начальниками. Опираясь на поддержку войска, они устанавливали свою верховную власть над народами.
Чтобы укрепить своё влияние в отдельных регионах, монарх отправлял туда своих наместников, из которых впоследствии и формировалось дворянство. Правители не несли никакой юридической ответственности за свои деяния. Практически институтов власти не существовало.
Под это описание подходит древнее славянское государство – Киевская Русь.
После периода феодальной раздробленности стали формироваться вотчинные монархии, в которых крупные феодалы передавали в наследство своим сыновьям не только власть, но и земли.
Затем некоторое время в истории существовала сословно-представительская форма правления, пока большинство государств не превратились в абсолютные монархии.
Теократическая монархия
Виды монархии, отличающиеся по традиционному устройству, включают в свой перечень и теократическую форму правления.
В такой монархии абсолютным властелином является представитель религии. При этой форме правления духовному лицу в руки переходят все три ветви власти.
Примеры подобных государств в Европе сохранились только на территории Ватикана, где Папа Римский – и глава церкви, и государственный правитель.
А вот в мусульманских странах современных теократическо-монархических примеров немного больше – Саудовская Аравия, Бруней.
Виды монархии в наши дни
Пламени революции не удалось искоренить монархический строй во всем мире. Подобная форма правления сохранилась в XXI веке во многих уважаемых странах.
В Европе в маленьком парламентском княжестве Андорра по состоянию на 2013 г. правили сразу два князя – Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья.
В Бельгии с 2013 года на трон взошел король Филипп. Маленькая страна, в которой населения проживает меньше, чем в Москве или Токио, не просто конституционная парламентская монархия, но еще и федеративный территориальный строй.
С 2013 года Ватикан возглавляет папа Франциск. Ватикан – это город-государство, в котором до сих пор сохранилась теократическая монархия.
В знаменитой парламентской монархии Великобритании правит с 1952 года королева Елизавета II, а в Дании – с 1972 года королева Маргрете II.
Кроме этого, монархический строй сохранился в Испании, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальтийском ордене, Монако и многих других странах.
Источник: https://www.syl.ru/article/172565/new_monarhiya-ponyatie-vidyi-vidyi-monarhii-kak-formyi-pravleniya
otlichaem.ru
Чем монархия отличается от республики? — КиберПедия
1. Образование правительства на парламентской основе.
2. Провозглашение референдума и всеобщих выборов.
3. Двойной ответственностью перед президентом и парламентом.
Передачей власти преимущественно по наследству.
5. Наличие Конституции.
Какой из названных видов монархии не существует?
1. Абсолютная.
2. Парламентская.
3. Дуалистическая.
Президентская.
5. Теократическая.
Какие из названных признаков не относятся к республике?
1. Выборность главы государства и других верховных органов власти.
2. Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования.
Пожизненное пользование властью.
4. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком.
5. Разделение властей через систему сдержек и противовесов.
Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом?
1. Конституционная монархия.
2. Президентская республика.
Парламентская республика.
4. Парламентско-президентская республика.
5. Смешанная республика.
Назовите страны, где формой правления является президентская республика?
1. Люксембург, Испания.
2. Япония, Саудовская Аравия.
США, Франция.
4. Англия, Швеция.
5. Нидерланды, Бельгия.
Для какой формы правления характерны перечисленные признаки: внепарламентский способ избрания президента, формирование правительства президентом, отсутствие института парламентской ответственности правительства, президент – глава государства, но не глава правительства?
1. Парламентская республика.
Президентская республика.
3. Парламентско-президентская (смешанная) республика.
4. Президентско-парламентская республика.
5. Народная демократия.
Тест Б
В заданиях дано несколько правильных ответов
1. Определите признаки унитарного государства:
1. Административные единицы не обладают политической самостоятельностью
Наличие только одной общегосударственной Конституции
Единое гражданство для всей страны
4. Административно-территориальные единицы имеют соответствующую Конституцию
5. Отсутствует четкое разделение властей
2. Признаки федерации:
1. Союз равноправных государств
Субъекты федерации обладают признаками государства
3. Отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их минимумом полномочий
Наличие единой союзной Конституции
Высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам
3. Выделите черты демократического режима:
Народовластие
2. Акцент на карательные меры и принуждение
Разделение властей
Плюрализм общественно-политической жизни
5. Агрессивность во внешней политике
4. Виды антидемократических режимов:
1. Аристократический
Тоталитарный
3. Либерально-демократический
Фашистский
Автократический
5. Юридические свойства республики:
1. Бессрочное (пожизненное) пользование властью
Представительство главой государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей
Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком
4. Передача власти по наследству или по праву родства
Выборность главы государства и других верховных органов власти
Тест В
1. Сопоставьте понятия:
1. Форма государства 2. Форма правления 3. Форма государственного устройства 4. Политический (государственный) режим | А. Совокупность способов устройства государственной власти Б. Совокупность способов осуществления государственной власти В. Совокупность способов организации государственной власти Г. Совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность |
Г2В3А4Б
А2Г3Б4В
Б2А3Г4В
Г2А3Б4В
2. Соотнесите понятия:
1. Президентская республика 2. Конституционная монархия 3. Абсолютная монархия 4. Парламентская республика | А. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним Б. Верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору) В. Власть монарха значительно ограничена представительным органом Г. Форма правления, при которой президент наделен реальными властными полномочиями |
А2Б3В4Г
Г2В3Б4А
Б2А3Г4В
А2Г3В4Б
3. Сопоставьте понятия:
1. Форма государственного устройства 2. Унитарное государство 3. Федерация 4. Конфедерация | А. Внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления Б. Союз суверенных государств, образованных для совместного решения политических, экономических и военных задач В. Государство, на территории которого действуют единые внешние органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система Г. Государство, состоящее из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют двойная система представительных, исполнительных и судебных органов власти |
А2В3Г4Б
Б2А3Г4В
А2Г3Б4В
В2А3Г4Б
4. Соотнесите понятия:
1. Политический режим 2. Деспотический режим 3. Фашистский режим 4. Тиранический режим | А. Основанный на власти тирана и безраздельном господстве произвола, насилия, бесправия Б. Крайняя, наиболее опасная форма антидемократического режима, основой которого является идеология нацизма, антисемитизма В. Совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти Г. Неограниченная власть правителя и его обожествление |
Б2Г3А4В
А2Б3Г4В
В2Г3Б4А
Г2В3А4Б
5. Соотнесите понятия:
1. Абсолютная монархия 2. Конституционная монархия 3. Парламентская монархия 4. Дуалистическая монархия | А. Власть монарха значительно ограничена конституцией, утверждаемой парламентом Б. Правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство голосов на выборах в парламент. Законодательные акты принимаются парламентом и подписываются монархом лишь формально В. Верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору) Г. Государственная власть носит двойственный характер и разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом |
Б2Г3А4В
В2А3Б4Г
А2Б3В4Г
Б2А3Г4В
Блок V.
cyberpedia.su
§ 53. Различие монархии и республики
Обыкновенно отличительным признаком монархической власти считают наследственность ее монарха, отличительным признаком высшей правительственной власти в республике — ее выборность. Многие теоретики государственного права считают, однако, такое деление неправильным, указывая на существовавшие в прошлом избирательные монархии (Польша и старая Германская империя).
Возражение, поскольку оно касается классификации конституционных государств, едва ли основательно. Классификация эта не задается целью охватить все разнообразие государственных форм, существовавших на всем протяжении всемирной истории, но имеет в виду лишь установить группировку форм современного конституционного государства; в настоящее же время избирательных монархий не существует, и это явление едва ли случайно. С большим основанием можно утверждать, что оно обусловлено и историческим происхождением современных конституционных монархий, и влиянием политической теории. Избирательная монархия везде, где она только существовала, оказывалась учреждением весьма неустойчивым и нецелесообразным. Она или приводила к разложению государственного строя, или превращалась в наследственную монархию. Старые избирательные монархии или не дожили до начала конституционно-демократических движений, как Польша, или не пережили этого критического периода, как старая Германская империя, а там, где монархия вводилась учредительным актом народа, составители конституции избегали выборной монархии как института, плохо зарекомендовавшего себя в истории.
Писатели, отвергающие наследственность как существенный признак монархической власти, ищут обыкновенно различия между монархией и республикой в распределении государственной власти между законодательным собранием с одной стороны и главой правительства с другой. Но все классификации, построенные на этой почве, не выдерживают критики. Так например, Еллинек, в своем сочинении Gezets und Verordnung различает монархии от республик, смотря по тому, кто является суверенным органом государства — одно физическое лицо (монарх) или коллегия (законодательное собрание или народ). Но такое определение, прежде всего, противоречит разработанному самим Еллине-ком понятию суверенитета, согласно которому он является свойством всего государства, а не какого-либо отдельного его органа. Суверенитет поэтому приходится понимать здесь не в обычном, а в условном смысле, а именно — разуметь под ним преобладание одного’ органа над другими. Но установить точные юридические признаки такого преобладания невозможно. Правда, в некоторых конституциях, сувереном, т. е. источником всех властей, признается монарх, а в других — народ. Но руководствоваться этими официальными определениями при научной классификации государственных форм невозможно, во-первых, потому, что во многих конституциях определений такого рода совершенно нет, во-вторых, потому, что суверенитет народа провозглашается и в некоторых монархиях, как, например, в Бельгии, в Румынии.
По мнению некоторых юристов, монархия отличается от республики тем, что в ней глава правительственной власти участвует и в осуществлении законодательной власти, тогда как в республике законодательная власть абсолютно отделена от исполнительной и осуществляется всецело народным представительством или совместно — им и самим народом. Однако и этот критерий оказывается на практике шатким. С одной стороны, новейшая европейская история дает нам примеры монархий, где монарх обладает не абсолютным, а только суспензивностью veto, так что при известных условиях (а именно после троекратного принятия законопроекта тремя последовательными составами парламента) закон может быть издан без согласия монарха. Такой порядок существует и в настоящее время в Норвегии. С другой стороны, во многих республиках президент обладает правом, весьма близким к суспензивному veto, а именно, может требовать вторичного обсуждения принятого народным представительством закона, при чем в С.-А. Соединенных Штатах и в некоторых американских республиках, заимствовавших у них этот институт, возвращенный президентом палатам закон получает обязательную силу лишь в том случае, если он будет принят вторично большинством 2/з голосов. К этому нужно прибавить, что в некоторых республиканских конституциях, как, например, в бразильской, и право президента по отношению к изданию законов официально именуется правом санкции. В вольных городах Германии законы издаются совместно народным представительством и правительством (Сенатом).
Юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно, в юридическом положении носителя этой власти. Если непременно хотят включить в классификацию избирательную монархию, то отличительным признаком главы республиканского государства нужно будет признать срочность его положения, а монарха — бессрочность (пожизненность). Но, так как в системе современных конституционных государств пожизненная не наследственная монархия представляет собой не реально существующую, а лишь логически мыслимую форму (едва ли даже, впрочем, практически осуществимую), то срочность соединяется с выборностью, а бессрочность — с наследственностью и, таким образом, указанная классификация практически сводится к обычному разделению по способу преемства власти.
Переход правительственной власти в порядке наследования является, однако, не только наглядным признаком-показателем, но и существенным свойством монархии. Он указывает прежде всего на историческое происхождение современной конституционной монархии из патримониального государства. Современный монарх, в отличие от патримониального, является не собственником государства, а его органом. Но порядок преемства монархической власти, выросший в Средние века на патримониальной почве, перешел и в современную монархию; изменилось только его внутреннее юридическое значение. Прежде право на престол было вотчинным и потому наследственным правом монарха, как физического лица, на территорию и подданных. Теперь оно есть переходящее от одного лица к другому, в порядке наследования, право быть органом государства. Президент республики имеет также субъективное право на свое органическое положение. Но различие в порядке возникновения права в том и другом случает кладет резкую принципиальную грань между обеими формами правления. Провозглашенное в конце XVIII в. в Америке и во Франции положение, согласно которому «все нласти исходят от народа», находит себе в республике полное практическое осуществление; народ там является последним источником власти не только фактически, как совокупность всех членов общежития, из психического воздействия которых рождается власть, но и юридически, как орган государства, т. е. как совокупность избирателей, от голосования которых, в конце концов, зависит состав всех других государственных органов. В монархиях же народ может занять такое юридическое положение лишь в исключительном случае призвания на престол новой династии; при нормальном же ходе вещей субъективное право главы государства на его положение возникает вне зависимости от воли какого-либо другого органа.
Наряду с наследственностью, как существенным признаком монархической власти, нужно поставить, в качестве ее обычного признака, безответственность ее носителя. Исторически начало безответственности установилось задолго до конституционных учреждений, явившись результатом неограниченности власти монарха, с одной стороны, бессрочности его права — с другой. Но безответственность монарха сохранилась повсюду и после введения конституционного строя, причем нашла себе практический корректив в ответственности министров за его действия; как мы уже знаем, эта комбинация способствовала переходу фактического руководительства управлением в руки министерства, т. е. установлению парламентаризма. Ответственность главы государства, существующая в республиках, хотя и не является безусловным препятствием для установления парламентарной системы управления, но чрезвычайно ее затрудняет. Это хорошо понимал Наполеон III, который именно потому и провозгласил себя «ответственным перед народом» (положение это, впрочем, не имело реального юридического значения, так как не было установлено никакого порядка привлечения императора к ответственности). Наоборот, составители ныне действующей конституции Французской республики, стремившиеся к установлению во Франции парламентаризма, хотя и не решились отступить от республиканского принципа ответственности президента, но ограничили ее весьма маловероятным случаем совершения им государственной измены и, таким образом, сделали президента фактически почти безответственным.
studfiles.net